От сумы и тюрьмы...

- Да не волнуйтесь вы так, с вашей внучкой все в порядке! – Молоденькая медсестра ловко накапала успокоительных капель в стаканчик с водой и подала пожилой женщине, полулежащей на кушетке.

- Как же не волнуйтесь-то, внучка, все таки… - Выпив капли и сев поудобней, бабушка начала тихонько раскачиваться, перебирая в руках белоснежный носовой платочек.

- В гинекологию положили…   Вот уж точно застудилась. Все в юбках коротких бегала…   А еще и куртка короткая, спина голая…  Ах Светка, Светка, не бережешь  дочку, - и, мысленно ругая невестку, бабушка то и дело посматривала на дверь. – Где ж врач-то  ваш ходит?

- На пятиминутке она.  Сейчас придет и все вам объяснит. Я же говорю, волноваться не о чем. – А вот и  наш доктор пришел!

Девушка подбежала к вошедшей в кабинет невысокой женщине, и зашептала у самого уха:

-Ну, наконец-то!

А потом, весело подмигнув, добавила:

- Вера Сергеевна, вот здесь бабушка Наташи, которую утром на скорой доставили.

- Да, да, хорошо. Спасибо, дорогая. Беги уже, там тебя, наверное, ребятня заждалась. – И потрепав девушку по волосам, легонько подтолкнула ее за дверь.

Сев за стол, врач внимательно посмотрела на посетительницу,   и почему - то дрогнувшим голосом сказала:

-Здравствуйте, извините, что задержалась.

- Ну ладно уж, вы лучше скажите, что с внучкой-то моей. – Женщина  перестала раскачиваться и  вздыхать, но все еще теребила в руках носовой платочек. 

- У Наташи было небольшое кровотечение, но все уже позади. Конечно, немного полежать придется, может недельку или две. Но вообще,  мой вам совет, все-таки внучке вашей нужно рожать. Знаете ли, это вообще чудо, что она забеременела после аборта…

Вера Сергеевна не договорила, увидев, как женщина побледнела и стала как-то оседать на бок.

- Что с вами? Вы меня слышите? – вскочив со своего места и, схватив нашатырь, она стала приводить бабушку в чувство.

Та открыла глаза и, увидев совсем близко обеспокоенное лицо доктора, прошептала:

- Как это, рожать? После какого аборта? – она еле договорила и опять схватилась рукой за сердце. Что вы такое говорите?

Вера Сергеевна, казалось, была ошеломлена:

- Простите, я думала, что вы знаете. Я никак не предполагала, что так получиться.  Меня не предупредили… - она замолчала, и с минуту просто смотрела на бедную старушку.

- Ну, раз уже так вышло… Вы успокойтесь. Все хорошо. Просто… Ваша внучка беременна.

- Беременна…  - как эхо повторила посетительница, и, обхватив голову руками, запричитала, - Это ж какой позор-то! Она ж только школу заканчивает в  этом году!

- Ну, к сожалению, в теперешнее время это не считается позором, это уж почти норма. – Врач снова села за стол  и, глядя в окно, добавила, - вот в наше время это был позор…. На всю деревню позор.

Бабушка подняла глаза и, впервые за встречу,  внимательно посмотрела на доктора. Внезапная догадка отразилась в ее светло-голубых глазах.

- Вера, ты что ли?

- Я, тетя  Валя, я.

- Вот оно как…  А я и не признала сразу…  Вот оно как бывает- то…  Сколько лет-то прошло?

-Да почти 20.

Несколько минут обе женщины молчали.

- А как это… Так-так, ну дела…,- бабушкина речь  была какой-то бессвязной. Казалось, она никак не может собраться с мыслями и сказать то, что хочет.

- Как же так, Вера… а мы думали, где ты, как ты … а ты вона как, поди уж врач…

Вера Сергеевна молчала и, положив голову на сложенные руки, смотрела куда-то в пустоту.

- А я и не признала сразу, - повторилась бабушка, - а вот оно как…  что ж ты детка не приезжала-то? Дом-то ваш так и стоит – окна заколочены, сад зарос уж совсем…  Да, да… Стало быть тут работаешь… Как же ты так?

Врач невольно улыбнулась  каким-то, только ей известным  воспоминаниям. А потом, поднявшись, обошла вокруг стола, и села на кушетку рядом с бабой Валей.

- Вся ж деревня знала, что я беременна. Вот мы с мамой и уехали в город. Только мама и не осудила меня, а остальные уж почесали языки. Да что мне вам рассказывать-то? Сами знаете. – Вздохнув и помолчав немного, она продолжила.-  Устроились мы в эту поликлинику. Мама еду разносила, а я полы мыла. Ночами тоже приходилось работать. В городе жизнь-то дороже оказалась. Нам комнату в общежитии дали. А как родила я, мама с Машкой сидела, а я на две ставки пошла, и за себя и за маму. А потом главврач, ныне покойный уж, мне направление в мед. училище написал, я и поступила. Днем училась, вечерами коридоры и кабинеты мыла.  Училище закончила и уж как-то легче стало. Дочку в сад пристроили,  я медсестрой  работала, все ж зарплата больше, и работа интереснее.  Когда Маша в школу пошла, я  в институт заочно поступила.  И вот 6 лет уж как врач. Время летит…  

После непродолжительного молчания Вера добавила немного повеселее:

-Муж  мой  Миша тоже тут работает, хирургом.  В институте познакомились с ним. Сынок наш в этом году в школу пошел.

-Так значит и замуж вышла? – баба Валя, до сих пор молчавшая, удивленно окинула взглядом сидевшую рядом Веру и, спохватившись,  добавила, - хорошо это… хорошо. А мать-то как? Жива?

- Да, с  нами живет. А как же? Она одна мне опорой была, и Машку помогла на ноги поставить и с Костиком помогает, уроки с ним делает. Мы ж врачи, народ занятой.

- Вот как… Вот оно как бывает-то… Ну а дочка-то как, где?

- Да вот, сейчас на практике в детском отделении. Она тут с вами до моего прихода сидела.

И опять наступила тишина. Только часы на стене четко и размеренно делили жизнь на минуты: тик-так,  тик-так…

Зашуршав пакетом  и кряхтя поднимаясь с кушетки, бабушка нарушила затянувшееся молчание:

- Ну, Верочка, уж пойду я. Засиделась тут у тебя.

- А вы что к Наташе не зайдете? Я как раз сейчас на обход пойду. – Врач тоже поднялась.

- Да я уж Светку-то, невестку свою с работы дождусь и вместе придем. Принесем фруктов каких, что ли… С пустыми руками ж как-то нехорошо… 

И избегая взгляда доктора, баба  Валя медленно побрела к дверям. Уже держась за дверную ручку, она обернулась, вытерла платочком влажные глаза  и сказала упавшим голосом:

- Ты уж… это… зла-то не держи… за прошлое-то…  Ты уж прости, Вера…  Вот ведь как бывает-то… 

- Давно уж простила, тетя Валя.  Вы идите, не думайте ничего. Не беспокойтесь – все прошло…  Все прошло.  

Когда за посетительницей закрылась дверь, Вера Сергеевна подошла к зеркалу и, глядя на свое отражение, подумала:

- Неужели   это я? Та обманутая  девочка, закончившая школу с отличием, полная радужных надежд?  Неужели это было со мной? Все эти сплетни и наговоры, все эти косые взгляды? Неужели женщина,  сидевшая здесь –  наша ближайшая соседка, с легкой руки которой я была названа  «пропащей девкой»?

И, грустно улыбнувшись, повторила фразу этой самой соседки, вздыхавшей на кушетке несколько минут назад:

- Вот оно как бывает-то… 

_____________

 

Автобусы подъезжали и отъезжали, а баба Валя все сидела на остановке и теребила в руках белоснежный носовой платочек.