Кошкин дом

Пожарные не справлялись – ветер усиливался,  и огонь разгорался с новой силой.  Сирена выла не переставая. Всюду слышались крики: « Назад! Назад! Все назад! Не приближаться!»  Уставшие спасатели боролись уже несколько часов, но огонь будто играл с ними – плясал по кругу – от дома к бане, от бани к саду, и снова к дому.  С треском падали перекрытия,  клубы дыма поднимались  высоко в небо, где несколько минут назад бушевала  яростная гроза…

_________________________

 

Я вышла из церкви и направилась к автобусной остановке. «Интересно, сколько придется ждать подходящий транспорт.  – Размышляла я, поглядывая на часы. - Не мешало бы перекусить».   

До автобуса, судя по расписанию, оставалось минут 20, и я присела на скамейку.  Накрапывал дождик, но воздух по-прежнему был теплый, как летом.

Рядом присела женщина  в очках. Она аккуратно сложила зонтик и посмотрела на часы. Ее лицо мне показалось  знакомо.

«Откуда я ее знаю?  Я ее точно где-то видела.  Ах, да! - вспомнила я. - Она же из церкви. Сегодня, когда пастор спросил, кто может принять на ночлег гостей в субботу, она подняла руку.» 

Я задумалась, как начать разговор, но женщина вдруг посмотрела в мою сторону и участливо спросила:

 - Вы же в церкви были.  Да?

- Да, была.

- Я вас раньше не видела.  Вы впервые у нас? – Ее голос звучал очень мягко, и это помогло мне преодолеть робость.  Я рассказала, что я верующая  с другого города, а сюда приехала  на курсы повышения в педагогический университет.  

 - А жить есть где? – Спросила моя собеседница.

- Да, в общежитии буду.

Несколько мгновений женщина молчала, а потом добавила :

- О, может вам негде обедать? Поехали ко мне. Это недалеко. Я сегодня как раз оладий больше обычного напекла. Поехали,  поехали!

- Мм, оладьи… - Я вдруг почувствовала,  насколько я голодна, и согласилась.  

Женщина ласково улыбнулась, и мы вошли в подошедший автобус. 

___

- Ну, Светочка, добро пожаловать в кошкин дом! –  Нина Алексеевна широко распахнула входную дверь.

 - Кошкин дом? – Я рассмеялась, и осмотрелась вокруг.

Это была одна из тех старомодных небольших  квартир, с  веселенькими занавесочками на окнах и плетеными ковриками на паркете.  Беленькие, связанные крючком салфеточки  аккуратно лежали на спинках кресел, под телефоном и на чайном столике возле дивана.  На подоконниках вовсю цвела герань.  Большой серый кот, лениво растянувшийся между вазонами, грелся  в лучах сентябрьского солнышка .  Множество фотографий висело  на стенах. На них были самые разные люди, старые и молодые, дети.  На многих  была и моя новая знакомая в окружении двух, трех, а то и больше человек.  «Дети и внуки» . – Догадалась я.  Все вместе  создавало ощущение покоя и мира. И я как-то сразу почувствовала что-то родное. Почувствовала, что я дома.

-Ты проходи, Светочка, садись!  Люблю когда гости у меня. Воскресенье для того и дано Богом – для отдыха,  для общения. - Ее веселый голос доносился уже из кухни.

Вскоре оттуда же ароматно запахло чем-то сладким, и послышался свист чайника.  Мы вместе помолились благодарственной молитвой, и я села за стол.  А хозяйка все суетилась будто-то я не первая встречная, а какая-то долгожданная гостья.  Мне было так приятно ее внимание, потому что во всех ее словах и делах чувствовалась неподдельная искренность.  Вскоре мы уже разговаривали как старые друзья, давно не видевшие друг друга.

Неожиданно я заметила ее руки – местами в страшных шрамах.  «Похоже на последствия ожогов». – Подумала я, но спросить не решилась.

- Пожар был… - Будто прочитав мои мысли, сказала Нина Алексеевна.    

Несколько мгновений она пристально смотрела на свои руки, а потом аккуратно поправила слегка покосившуюся рамку с черно-белой свадебной фотографией.

- Я со своим Гришей в церковь с детства ходила. Сначала в воскресную школу, а  потом,  как подросли,  в хоре пели вместе.  Он был хорошим тенором, регент его всегда хвалил.  А потом Гриша и проповедовать начал. От сердца  говорил - за душу брало.   Поженились мы. Стали жить здесь в этой квартире с моими родителями.  Время шло - решили свой дом строить. Участок купили. Проект сделали. Так радовались - все разговоры о доме были!

Нина Алексеевна  встала и подошла к окну.  С минуту она стояла, молча глядя куда-то вдаль.  

- Не знаю, с какого момента вдруг изменилось во мне что-то. Захотелось, чтобы было лучше всех. Чтоб, если полы, так с подогревом. И кафель, не абы какой, а самый дорогой…

С хора ушли - некогда было на репетиции ездить. Каждый вечер после работы бежали на стройку. И до темноты…   Думали, что люди понять должны – все-таки мы дом строим. Гриша не проповедовал больше. Откуда же времени и силам взяться, все строили, переделывали… Сначала дом, потом постройки,  сад…  Возвращались поздно ночью и падали без  сил, а утром опять все сначала…

Ты знаешь, Светочка, мы же за все эти 10 лет ни разу в отпуск не съездили. Ни моря не видели, ни в санатории не были…   Всё в дом, каждую копейку в дом…  Ни в гости ни ходили, ни к себе не звали. Некогда было. Гриша мой еще как-то старался, увещевал меня. А я отмахивалась: «Потом, потом!  Вот достроим и заживём. Тогда уж и в хор вернёмся, и на вечерние собрания сможем ходить…»

Ни жатвы, ни крещения – нигде толком не были. Посидим утреннее служение и бегом на участок. Пикники молодежь устраивала – а нам некогда, стройка у нас. Гриша  как-то сказал, мол, давай уже в новый дом перейдем, в церкви молодая семья квартиру ищет.  Как же мы перейдем?  – отвечаю -  второй этаж не достроен.  А потом нужно было каких-то беженцев приютить.  Семья многодетная была. Просили временно их в дом поселить. Так я не пустила – не для них же строили…

 Не знаю, Светочка, как  это все произошло, как я не заметила, что сердце мое уже другое, что оно накрепко привязано не к вечному, не к небесному…

Нина Алексеевна замолчала.  Я молчала тоже.  Ее рассказ глубоко взволновал мою душу. Мне хотелось, что-то сказать, как-то  ободрить ее,  но я не смогла подобрать нужных слов и просто спросила, что случилось потом.

- А потом… Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом…  - Напела она песенку из мультфильма. -

 Молния ударила в дровяной сарай.  Гроза была страшная - так гремело все, сверкало. Ветер был сильный – все загорелось, и дом, и сад… Пожарные  боролись несколько часов, но огонь никак не поддавался.  Дым валил -  на несколько километров запах гари стоял…   Гриша погиб тогда…

Нина Алексеевна снова поправила  слегка покосившуюся рамку с черно-белой свадебной фотографией.

- А дети ваши где? – Я бросила взгляд на другие фотографии.

 - А не было у нас детей. Сначала всё думали, что на ноги встанем, а потом детей родим. Ну, а  потом уж и поздно было…

- А кто эти люди на фотографиях?

- Гости мои.  – Тепло улыбнулась  Нина Алексеевна. – Кто-то  ночевал, кто-то только обедал. Пишут  иногда, звонят.  Не забывают.

________________________

Время от времени я по долгу службы бываю в том городе. И прямо с вокзала я уверено еду на знакомую улицу. Поднимаюсь на третий этаж 47 дома и нажимаю на звонок.  Я знаю, что через несколько мгновений мне откроет женщина  в очках, и скажет: « Ааа, Светочка!  Добро пожаловать в кошкин дом!»